Интернет, Facebook, Twitter и другие социальные сети - 2E~СТУДИЯ
Интернет, Facebook, Twitter и другие социальные сети

Интернет, Facebook, Twitter и другие социальные сети


Интернет с его быстрой навигацией, текстовые сообщения, Facebook, Twitter и другие социальные сети — все они нацелены на то, чтобы «переписать мозги» по-своему (Carr, 2010). Такая сетевая жизнь мешает процессу консолидации памяти (то есть откладыванию информации в долговременной памяти) — основы того, что многие поколения людей называли интеллектом, спо­собностью делать выводы посредством сложных мыслительных процессов и предлагать новые идеи и образы.

 

Цифровой мир не признает долгих размышлений и раздумий:

он дает мгновенную стимуляцию и удовлетворение, заставляя мозг уделять больше внимания краткосрочным решениям и реакциям.
Хоть это и несет с собой определенные выгоды, но в жертву при­ носится «образованность» и сама идея индивидуальности. Это шаг в сторону от общества, состоящего из личностей с определенным набором знаний, умений и неким опытом, к такому, где большинство членов имеют социально сформированные мнения, быстро и охотно перенимаемые, — поверхностные, тяготеющие к коллективному одобрению, а вовсе не к оригинальности и креативности.
Для этого есть куча научных терминов, например «непрерывное частичное внимание» и «когнитивное расстройство».

 

Можно счесть это преувеличением. Но становится все труднее отрицать, что интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие изменения действительно происходят. Образованный ум — признающий пользу «скуки», состояния покоя и созерцания, неторопливых раздумий в вечной попытке связать прошлое, настоящее и вообра жаемое будущее — оказался под угрозой от постоянной бомбарди­ ровки электронно спровоцированных адреналиновых всплесков.

 

Умению сосредоточиться, как правило, учатся, и этот навык также может быть утрачен или нарушен. Некоторые биологи-эволюционисты заявляют, что электронные устройства возвращают человека на примитивный уровень, он вынужден инстинктивно и быстро реагировать на сигналы опасности и информацию о новых возможностях, а научный ум был не более чем истории. Такая интерпретация биологического регресса не радует, особенно если принять во внимание его чудовищные эволюционные последствия.

 

Электронное окружение предполагает и поощряет многозадачность — это черта третичного общества. Исследования показывают, что те, кто по привычке,
склонности или по необходимости активно вовлечен в многозадачную работу, распыляют силы и по каждому конкретному заданию производительность у них ниже, чем у тех, кто меньше разбрасы­вается. Многозадачники — непосредственные кандидаты в прека­риат, поскольку им сложнее сосредоточиться и труднее отсекать необязательную или отвлекающую информацию (Richtel, 2010). Не в силах контролировать затраты времени, они испытывают пере­напряжение, которое мешает ощущению развития, осмысленного накопления знаний с долгосрочной перспективой.

 

В итоге это страдает от информационной перегрузки, притом что образ жизни его представителей не позволяет контр­олировать информацию и отсеивать полезное от бесполезного.

Guy Standing
The Precariat
The New Dangerous Class

';document.head.appendChild(widget_ab79913b)};