Как писать электронные письма
Главный инструмент менеджера — коммуникация. Самый интересный её вид — Переписка
Переписка — как документ. В отличие от личной встречи, сохранённая в электронном ящике переписка не поменяет свой смысл через время. Это может сыграть однажды хорошую роль, если договорённость закреплена перепиской, поэтому желательно закреплять результаты любых переговоров отчётом о встрече.
Отличие переписки от живой речи: у тебя только один канал для передачи информации — текстовый. Чтобы не случилось недопонимания, избегайте двусмысленностей. Можно давать собеседнику возможность сделать собственные выводы, но не позволяй додумывать содержание письма.
Главное правило письма — оно должно быть понятным, кратким и по делу.
Структура письма
Тема письма
Тема письма должна отражать его содержание. Если содержание переписки изменилось с момента назначения темы, она меняется.
Приветствие
Приветствие оформляется одной фразой, без расшаркиваний. Если в письме несколько получателей и письмо обращено всем — используем общее приветствие. Если пишем конкретному человеку — обращаемся к нему по имени, вне зависимости от количества людей в копии письма. В случае, когда вы пишете одному человеку, обращаясь по имени, и по какой-то причине отвечает другой человек из копии — приветствуем его в ответе на письмо.
Вступление
Вступление желательно делать, если в самом тексте три-четыре абзаца. Выписываем в самом начале письма суть всего содержания. Вступление не должно быть сложным, не должно содержать вопросов или предложений. Оно служит продолжением темы письма, цель — вкратце рассказать о предмете разговора.
Основное содержание
Абзац должен содержать одну идею и несколько предложений, дополняющих основное высказывание. Следует вычищать все мысли из абзаца, не доказывающие и не дополняющие основное высказывание — выносить в отдельные абзацы или удалять из письма. Абзац из одной строки ломает ритм письма. Желательно такого не допускать.
У каждого абзаца может быть собственный подзаголовок, особенно, если тем в письме несколько. Обязательно, если в одном письме несколько тем, и одна из них выходит за рамки одного абзаца.
Вывод и вопросы собеседнику
Вопросы и предложения к обсуждению выносятся в конец письма. Находясь в середине, они рискуют быть незамеченными.
Подпись
Подпись — технический элемент письма, который не должен быть больше всего остального письма. Туда обращаются пару раз в жизни, когда нужно узнать номер телефона автора письма. То, как тебя зовут и какая у тебя почта, видно и без подписи.
Подпись должна быть информативна и минималистична. Что уж точно не нужно в неё включать — логотип компании и почтовый адрес. Иногда в подписях встречаются тексты о конфиденциальности переписки и просьбы не распечатывать письма, чтобы не портить экологию — это клиника.
Частый случай — письма из одного слова с многоэтажной подписью.
Файлы во вложении
Если прикладываем картинки, как иллюстрацию к письму — лучше выложить их в тело письма, нежели выкладывать ссылкой или вложением с отсылкой к файлу из текста. В таком случае регулируем размер картинки до такого состояния, чтобы она считывалась, но не занимала весь экран. Если картинки высылаются для использования их вне переписки — вкладываем во вложение.
Если файлов много — добавляем в архив. Лучше использовать архивы ZIP — формат по умолчанию для macOS и Windows. Для работы со специфическими форматами наподобие RAR потребуются дополнительные средства, что неудобно.
Если архив файлов большой — воспользуйся файлообменником. Особенно актуально, если файл высылается на почту человеку из большой бюрократической компании. В них часто стоит ограничение на размер принимаемых файлов.
Этика
Этика переписки держится на здравом смысле и контексте. То, каким языком пишется письмо, зависит от того, кто его получит. Если собеседник нам не знаком — пишем нейтрально, уважительно. Будь проще и конкретнее. И жми «Ответить всем», когда в копии несколько человек.
Время ответа на письмо
Отличие электронной почты от мессенджеров — допускается задержка с ответом. Однако нет смысла допускать задержки больше нескольких часов, если можешь дать ответ сразу. Если ответ требует времени на подумать — сообщи об этом собеседнику, сориентируй по времени ответа. Нет ничего хуже неопределённости, особенно, если у собеседника что-то зависит от твоего ответа.
Профессиональная лексика
Избегай технических терминов и аббревиатур, если нет уверенности, что на той стороне тебя поймут правильно. То же самое с профессиональным жаргоном и тяжёлой лексикой. Наша цель — получить требуемое, а не показать собственную эрудицию. Умные слова не сделают тебя профессиональнее. В случае, если без профессиональной лексики не обойтись, и нет уверенности, что собеседник правильно прочтёт её, можно дать пояснение. Но если есть возможность упростить письмо — упрости его.
Общение с коллегами
Вне зависимости, пишешь ли ты клиенту, деловому партнёру или коллеге — не допускай панибратства, сокращений и просторечия. Коллега — такой же человек и тоже может неправильно тебя понять. Почему-то считается, что если человек работает с тобой, он может и должен терпеть иное отношение, нежели внешний клиент. Однако, если внешнему клиенту плевать на то, как ты общаешься, с коллегой тебе работать. То, что человек работает с тобой в одном офисе, не даёт права переходить на личности и общаться без уважения.
Конфликты
Конфликты лучше решать лично — канал передачи информации перепиской недостаточен. При решении конфликта через электронную почту каждый точно будет видеть в словах что-то своё.
Ни в коем случае не отвечай на гневное письмо тут же — дай собеседнику выпустить пар. Если гневное письмо пишешь сам — сохрани его в гуглдоке, перечитай через пару часов, а там реши, стоит его отправлять или нет.
Эмоции
Восклицательный знак в электронной переписке, выражение эмоций капслоком — моветон. Смайлики-улыбочки — только если уверен, что там тебя правильно поймут.
Письмо призвано передавать смысл, а не эмоции — человек всё равно прочитает его по-своему. Если очень хочется передать эмоции, лучше позвони.
Мусорные слова
Максим Ильяхов написал о инфостиле и сделал сайт, помогающий очистить текст от мусора. Ориентироваться можно, но это не панацея. Не стоит бездумно принимать инфостиль на веру. Если текст не читается, не имеет разницы, сколько у него баллов по «Главреду».
Основные выводы исследования E-MAIL РАССЫЛКИ
Идеальная длина для темы письма — от 90 до 140 символов. При этом исследователи замечают, что все чаще пользователи открывают письма с мобильных устройств, поэтому появляется потребность в еще более коротких заголовках.
Три главных ключевых слова для темы письма: новостная рассылка, PDF, электронная книга. Средний показатель click-to-open rates (переходов по отношению к открытиям) писем, которые содержат фразу «новостная рассылка» в теме, составляет 31,43%. Для слова «PDF» этот показатель равен 30,31%, а для «электронной книги» — 27,84%.
Лучшее время для отправки писем: около 10 часов утра, около 13 часов и около 18 часов, но многое зависит от отрасли и аудитории.
Чем меньше писем отправляет компания, тем выше вовлеченность. Самые высокие результаты у кампаний, в которых пользователи получают не более 1 письма в неделю. Такие письма имеют средний процент открытий 33,4% и процент переходов по отношению к открытиям 13,91%.
Самый высокий процент открытий у триггерных рассылок. Письма с подтверждениями и приветственные письма, которые содержат ссылки для загрузки контента, имеют показатель открытий 88,7%.
GetResponse проанализировал в рамках исследования более 4 млрд email-кампаний брендов и организаций из 126 стран в период с января по июнь 2019 года.
Резюме
-
Будь проще, пиши понятно.
- Думай о том, кто прочитает твоё письмо.
- Не выясняй отношения по электронной почте.
- Почисти подпись.
Источник: vc.ru.
Современная переписка, особенно электронная — это, кажется, какой-то новый жанр. Какие у него особенности?
Действительно, переписка в интернете — это нечто промежуточное между письменным и устным общением. Если вы посмотрите на длинную электронную переписку, вы увидите, как экономится время и как постепенно уходят элементы вежливости. В первом письме мы пишем «уважаемый Иван Иванович», и он отвечает так же; в следующем «уважаемый» уже может выпасть, дальше выпадает обращение. От традиционного письма со всеми его атрибутами мы переходим к обмену репликами, фактически к устному разговору. Вот этот переход от письменности к устности и создает отдельный жанр, этикет которого сейчас болезненно формируется. В частности, пока не понятно, как правильно начинать переписку. С одной стороны, есть линия наследования обычного эпистолярного жанра: «уважаемый», «глубокоуважаемый», «дорогой», с другой — линия устного приветствия: «здравствуйте». В электронной переписке они причудливо сливаются. Кто-то пишет «здравствуйте, Иван Иванович», кто-то — «уважаемый Иван Иванович», кто-то даже «здравствуйте, уважаемый Иван Иванович». Единых правил пока нет.
И все-таки корректно ли писать «уважаемый» в обращении, а потом подписываться «с уважением»?
Да, здесь есть некоторая избыточность уважения — его лучше выражать один раз. Но, вообще говоря, в бюрократической переписке это вполне допустимо и никакого протеста не вызывает.
Профессор, заведующий кафедрой русского языка РГГУ, автор ряда книг, среди которых «Русский язык на грани нервного срыва» и «Самоучитель олбанского», Максим Кронгауз.
Материалы по теме:
Ранжирование в YouTubeЖизненные циклы компании
Скликивание рекламы
Воронка продаж и последний клик
РАБОТА С КЛИЕНТОМ
Онлайн-коммуникации
Локальная оптимизация (Local SEO)
Жизненные циклы компании
8 отличий B2B и B2C в маркетинге
15 лучших сервисов для создания презентаций
Как повысить оплату и правильно назначить цену за свою работу?
Стратегия продвижения
Идентичность бренда
Ошибки в первых шагах в b2b-продажах
О ЧЁМ ПИСАТЬ НА СТРАНИЦЕ «О КОМПАНИИ»?
Разрешение конфликтных ситуаций
Деловая переписка
Нигерийские письма
Фриланс В России
Биоритмы в работе
«Критика» — секрет современного маркетинга?
Сайт — актив
Демагогия: опыт классификации
Как правильно оценить эффективность продвижения услуг в интернете?
Продвижение за 8 000 рублей в месяц
Труд, работа, игра и досуг