Завоевание конкурентного преимущества
Стратегия большинства организаций (особенно в коммерческом секторе) нацелена на завоевание и удержание конкурентных преимуществ.
Одной из моделей, которая может помочь проанализировать внешнее окружение для выявления потенциальных источников конкурентных преимуществ, является модель Портера (Porter, 1980) — модель 5 сил конкуренции.
В этой модели выделено 5 источников конкурентного давления: утвердившихся конкурентов внутри отрасли, потенциальные участники отрасли, товары заменители, рыночная власть потребителей и рыночная власть поставщиков.
Поставщики важны потому, что их относительная рыночная власть определяет присваемую ими долю цены конечного продукта (товара или услуги).
В машиностроение производители автомобильных деталей конкурируют друг с другом за возможность поставлять свою продукцию немногочисленным производителям автомобилей, что оказывает давление на норму прибыли для поставщиков деталей.
Так же важно не только учитывать поведение существующих конкурентов, но и прогнозировать последствия вторжения в отрасль новых участников. В этом важна высота барьеров вхождения.
Например, в отрасли где большое значение имеет известность бренда, новички вынуждены нести большие затраты на создание брендов.
Так же очень важно следить не только за конкурентами производящими аналогичные товары и услуги, но и за теми, кто может служит заменителями. Например, дешевые рестораны испытывают сильную конкуренцию супермаркетов, продающие «блюда быстрого приготовления», которые можно сесть дома, вместо того чтобы идти в ресторан.
Портер говорит, что уровень конкуренции в отрасли зависти от доступности заменителей, рыночной власти покупателей (потребителей) и поставщиков и угрозы вторжения новичков (которая в своею очередь, зависит от высоты барьеров вхождения).
Так отрасль с высокими затратами на вхождение, сложными технологиями и патентной защитой характеризуется низким уровнем конкуренции и высокой нормой прибыли, например, фармацевтический сектор. Но в последнее время растет рыночная власть потребителей (служб здравоохранения), что является угрозой для высокой прибыльности отрасли.
А в ресторанном бизнесе, наоборот, барьеры вхождения и затраты на вхождение низкие, потребитель обладает широким выбором и следовательно большой рыночной властью, а так же угроза заменителя велика. Поэтому эта отрасль отличается высоким уровнем конкуренции и низкой нормой прибыли.
Стратегическое ведение деятельности (блок 2 ), Интеграция.